Характер ребенка

Ниже перечислены основные вехи, характеризующие развитие ребенка до 7 лет. Это лишь вехи, намеченные профессором Амосовым Н. М. в статье «Здоровье и счастье ребенка». Воплотить их в жизнь, развить в ребенке обязаны родители, без их помощи ребенок развиваться не будет.

16 недель. Улыбается взрослым, громко смеется, по приготовлениям предвидит питание, сидит в подушках 10 – 15 минут.

28 недель. Садится быстро, тянется на руки, стоит с помощью взрослых, схватывает вещи, перекладывает их из руки в руку, произносит много гласных звуков.

9 месяцев. Ползает на руках и коленях. Стоит и ходит, держась за руку взрослого. Играет с предметами, произносит несколько несложных слов – «мама», «баба» и т. п.

1 год. Ходит самостоятельно, на ступеньки взбирается ползком, самостоятельно ест густую кашу, немного помогает в процессе одевания. Пассивно знает довольно много слов и выполняет простейшие инструкции: на вопрос «где» отыскивает знакомые предметы, на предложение «дай, принеси» - несет требуемую игрушку и т.п. Произносит до 10 слов. Пользуется игрушками по их назначению: катает мяч, нанизывает кольца на пирамидку, складывает мелкие предметы в коробку и т.д. Способен смотреть простейшие рисунки и узнавать.

1,5 года. Хорошо ходит, хотя часто падает. Поднимается по лестнице, карабкается на стул, частично одевается, самостоятельно ест. Рассматривает картинки, слушает чтение и понимает несложные сюжеты. Знает 2 цвета, различает большой и маленький, шар и кубик. Расширяется речь: понимает много слов, произносит 30 – 40, составляет двухсловные предложения. Подражает отдельным действиям взрослых и детей. Просится на горшок.

2 года. Свободно влезает на стул, хорошо ест ложкой. Переворачивает страницы, различает 3 цвета и размеры: большой, маленький, средний. Знает несколько сот слов (активный запас – 300 слов). Понимает рассказ без показа рисунков и предметов. Активно обращается к взрослым, задает простые вопросы, легко повторяет фразы, начинает употреблять прилагательные и местоимения, воспроизводит сюжетные постройки.

2,5 года. Ездит на 3-колесном велосипеде. Ест самостоятельно, может надеть обувь, не завязывая шнурков, и рубашку, куртку, не застегивая пуговиц. По образцу подбирает геометрические фигуры и предметы 4-х цветов. Говорит многосложные предложения, задает много вопросов, знает несколько стихов и песен, с удовольствием слушает чтение, знает любимые книги. Игры приобретают сюжетный характер, состоят из нескольких последовательных действий, которые могут заранее планироваться.

3 года. Бег, подвижные игры, танцы. Тонкие движения: одевается, застегивается, завязывает шнурки, держит карандаш. Свободно пользуется речью. Понимает будущее и прошедшее время, довольно сложные рассказы. Появляются обобщенные понятия: одежда, посуда, мебель. Начинает рисовать палочки, кружочки, лепить. Появляются элементы прогнозирования и воображения. Игры становятся более сложными. Устанавливаются взаимоотношения с детьми, проявляются потребности в лидерстве, в самоутверждении. Закладываются простейшие убеждения: хорошо – плохо.

4 года. Развитие двигательной сферы: умываться, вытираться, чистить зубы, одеваться, раздеваться, прыгать на одной ноге, играть в подвижные игры, делать упражнения. Совершенствование в рисовании человечков, зверей из кружочков и линий. Дальнейшее усложнение речи: свободная ориентация во времени и пространстве, в цветах и формах. Знает сое имя, фамилию, возраст, адрес. Расширяются коллективные игры с подражанием взрослым, с выполнением ролей. Выявляются любимые занятия. Умеет здороваться, благодарить. Совершенствуются и убеждения – понятие долга, совести, вины расширяется. Способен сосредоточиться на каком-то занятии 10-15 минут.

5 лет. Совершенствуется двигательная сфера. Способен ко многим домашним делам. Усложняются рисунки, по собственному замыслу строятся простейшие сооружения из песка и кубиков. Речь достигает грамматической правильности, Строятся сложные распространенные предложения. Появляется интерес к незнакомым словам. Усложняются представления о причинах и следствиях. Способен к восприятию знаний, чтения, счета, сосредоточению внимания до 20 минут. Начинает подчинять свои желания требованиям окружающих. Появляется желание помогать взрослым и чувство ответственности. Наблюдаются зачатки эстетического чувства, юмора, любви к природе. Усложняются чувства и убеждения. Устанавливается понятие о своем положении в иерархии детей.

6 лет. Рисунки, лепка, конструкции, сооружения могут быть довольно сложными. Речь тесно связана с объемом знаний. Знает, как себя вести в детском коллективе, знает свою роль и возможности. Характерны игры по правилам, со строгим соблюдением справедливости. Личность ребенка в целом уже выявилась.

Далее приведена схема американских детских психологов. Не стоит преувеличивать ее значение. Не все дети проходят перечисленные стадии в равной степени. В зависимости от характера те или иные черты могут быть выражены больше или меньше.

    2 года, 5 и 10 лет – спокойный, дружелюбный.
    2.5 года, 5.5 – 6 и 11 лет – ломающийся, очень беспокойный.
    3 года, 6.5 и 12 лет – ровный, уравновешенный.
    3.5 года, 7 и 13 лет – беспокойный, раздражительный.
    4, 8 и 14 лет – энергичный, «завоевательный».
    4.5 и 9, 15 лет – замкнутый, невротичный
    5 и 10, 16 лет – спокойный, ровный, контактный.


Hosted by uCoz