Кострома и русский престол

КОСТРОМА и Дом РОМАНОВЫХ

    Вот Костромских соборов главы…
    Снимайте шапки, млад и стар,
    Пред этой царственной святыней –
    Гнездом Романовых бояр…
    О, сколько, сколько пробудилось
    Заветных дум, забытых слов
    Пред этим сверстником достойным
    Старейших русских городов!..
    --- А.Коринфский ---

11 июля 1613 года Михаил Федорович Романов (1596 – 1645) венчался на царство. Первые 6 лет он находился под сильным влиянием матери, «великой старицы» Марфы. Во всех сложных обстоятельствах обращались они к поддержке Земского собора.

Прежде всего необходимо было наладить финансовую систему: казна пуста, а податей никто не платит. Поначалу помогли Строгановы, а с 1614 года стали взиматься некоторые подати. Но еще долгие годы новый царь ощущал острую нужду в деньгах, т.к. население во время Смуты снялось с мест и скиталось по всей стране, а пахотные земли лежали в запустении. Необходимо было вновь создать и укрепить класс служивых людей. Верстали в службу, наделяя поместьями из дворовых и черных земель. Немало таких земель было дано в Костромском крае. Например, в 1616 году с. Сокольниково и д. Климушкино Ковалевской волости ( ныне Нерехтский р-он) дано М. Приклонскому, в 1618 году с. Панино (ныне Костромской р-он) – А.Ярцеву, в 1619 году с. Булино (ныне Макарьевский р-он) – боярскому сыну М. Клишкову, с. Клеметьево Емской волости (ныне Нерехтский р-он) – К.О.Супоневу.

В 1619 году после заключения Деулинского перемирия вернулся из польского плена Федор Никитич Романов. 14 июня, близ речки Пресни, митрополита встретил сам Михаил и поклонился отцу в ноги. Филарет сделал то же самое перед царем. Через 10 дней Филарет был посвящен в сан патриарха. Через месяц, 24 августа, отец благословил сына на поездку в Кострому, на родину предков, к святым местам. Путь лежал через Троицко-Сергиеву лавру, Переславль, Ростов и Ярославль. Вечером 17 сентября Михаил Федорович и инокия Марфа прибыли в родовое имение село Домнино Шачебольского стана Костромского уезда (ныне Буйский р-он).

25 сентября путешественники прибыли в село Спасское (ныне Красногорье на Унже). Царь пожертвовал пустыни 20 рублей и приказал: «Церковь со всеми деревянными строениями устроити… и чтоб в Спасской пустыни в церкви без пения впредь не было». Переночевав в обители Спаса и выслушав раннюю литургию, Михаил Федорович «сложил с себя царственное величие» и 20 верст шел «пеший на благодарное поклонение угоднику Христову». Сановники: Ф.И.Мстиславский, И.Н.Романов, Д.И.Шуйский и др. – последовали царскому примеру. «От Спасской обители до обители отца Макария народ освятил царственный путь сооружением в селениях пяти часовен на тех местах, где Державный богомолец утомленный путем и осеннею погодою, изволил отдыхать». Были поставлены часовни в Заречье, Коробанихе, Новоселках, Ивакине, Григорьевском.

29 сентября пришли «во обитель святыя преподобного отца Макария Унженского и Желтоводского чудотворца». В письме отцу царь писал: «В обители пребезначальныя Троицы, у целбоноснаго гроба великаго в чудевах преподобнаго отца Макария всенощная пения и утренняя и литургия и молебная благодарения, по обещанию нашему, сподобил нас Бог совершити». Благодарил Михаил Федорович Бога за возвращение отца из Польши (в 1611 году он с матерью молился в этом монастыре о возвращении Филарета из плена). Монастырь царь «одарил всякими церковными вещами и вотчины пожаловал»: Спасскую пустынь, село Тимошино, деревни Карьково и Акатиху.. До прибытия царя были устроены «с западной стороны внутри монастыря, близ рва, деревянные кельи, для временного жития Державного Богомольца, а вскоре после отбытия Михаила Федоровича игумен Зосима устроил деревянный храм во имя Его ангела, преподобного Михаила Малеина при храме Благовещения Пресвятыя Богородицы» (и кельи, и церковь сгорели в 1669 году). 7 октября прибыли в село Красное, а 10-го - в Кострому. 12 октября через Ярославль, писал Михаил отцу, «мы едем мешкотно, потому что дожжи и снеги идут многие и грязи великие, и мы идем, лготя людем нашим». Так совершилось путешествие Государя по Костромской губернии. По возвращении царь сделал большие вклады (книги, иконы, церковная утварь) в Ипатьевский монастырь, Богоявленский костромской храм, в Железноборский на Унже, Костромской Успенский собор, Галичский Преображенский, Кинешемский Успенский.

С 1619 года на Руси началось двоевластие: стало два великих государя, Михаил Федорович и его отец святейший патриарх Филарет. Все дела докладывались обоим государям и решались обоими. Поддержал отец сына и в привлечении к службе бояр. В 1620 году много земель было отдано им за участие в обороне Москвы от поляков. Боярину, царскому родственнику, Ф.И.Шереметьеву, который к тому же руководил возведением на престол Михаила Федоровича Романова, дана Покровская вотчина Булинской волости (ныне Макарьевский р-он) с деревнями: Аксеньево, Березняки, Климятино, Леотьево,Лопаты, Матренино, Назарово, Стариково, Стригино, Титово - и погост Емсна с деревнями: Степанцово, Васильково, Озерицкое, Оглоблино, Брялки. Сопровождал Шереметьев Михаила Федоровича и в его поездке на богомолье в Макарьевский монастырь, во время которой и выпросил у царя Троицкую вотчину (кроме села Троицкого на реке Ветлуге, в вотчину входили деревни: Колесиха, Медведки, Онохино, Игнашково, Буторино, Кузнечиха, Вердиха, Бутаково, Заготино, Козованиха). Эту вотчину воевода отдал в приданое своей дочери Евдокии Федоровне, которая вышла замуж за Никиту Ивановича Одоевского. Село стало называться Троицкое-Одоевское. Боярину Алексею Михайловичу Львову, который не только участвовал в разгроме польских интервентов, но и впоследствии ездил сватать для царя дочь датского короля, дана Ержская волость, принадлежащая Ксении Ивановне Романовой, и погост Шебальской волости на реке Шуе (ныне Антроповский р-он). Федору Ивановичу Мстиславскому, главе боярского правительства, царскому родственнику, даны Ветлужские черные станы: Воздвиженский, Богородицкий, Троицкий, Воскресенский (ныне Вохомский р-он). Боярский сын Афанасий Спиридонов получил Вожеровскую волостку (ныне Нерехтский р-он), куда входили д. Михалево, Гаврилино, Осташево, Лаврово, Росияково, Холм, Кузнецово, Ивановское, Давыдовское, Максимово. Мерзлая слободка с д. Гридино, Константиново, Федорово, Доровинка, Старово, Родишково, Белкино, Пашино, Дорок, Фомино была отдана в поместье окольничему князю Фоме Дмитриевичу Мезецкому (он подписывался в грамоте об избрании на престол Михаила Федоровича.) Дорофеево с деревнями Коткишкевской волости даны стольнику М.М. Салтыкову, племяннику Ксении Ивановны Романовой. Нейская волость в Галичском уезде (д. Бискаково, Фатьково, Сабурово, Старово, Устиново, погосты Никола Торжок и Покровский) даны окольничему Никите Ивановичу Годунову. Репище с деревнями Владыченской волости (ныне Нерехтский р-он) и Доровская волость (ныне Антроповский р-он) – князю Г.П.Ромодановскому (он отличился и в переговорах с крымским ханом в 1615 году). Салтыковская волость (ныне Нейский р-он) пожалована Артемию Ивановичу Измайлову, который возглавил Суздальское ополчение ополчение в 1611 году, а в 1615-м был в составе московского посольства на переговорах о мире с поляками. Село Семеновское с д. Бутаково, Панино, Филино, Хлебники, Болотки и др. (ныне Нерехтский р-он) получил С.Т.Овцын, ведущий род свой от муромских князей, предок будущего мореплавателя, исследователя Сибири, сподвижника В.Беринга – Д.Л.Овцына. В 1621 году получил костромские земли – с. Ильинское на Мезе - М.Н.Кутузов, предок полководца М.И.Кутузова – Голенищева. Георг Лермонт, выходец из Шотландии, предок поэта М.Ю.Лермонтова, за сражения под Можайском и Москвой пожалован был поместьем Кузнецово Чухломского осада Галичского уезда. Прадед А.С.Пушкина получил село Высоково в Буйском уезде.

Самому Михаилу Федоровичу, кроме Домнинской вотчины, принадлежала Мерзлая слободка с деревнями: Гридино, Констанотиново, Федорово, Доровинка, Старово, Родишково, Белкино, Паноно, Дорок, Фомино, «да у Мерзлой слободки на реке Шуе мельница, а мелет одним жерновом на оброке за крестьянином Ромашкой Медведевым да за Куземкой Костятниновым а оброку платят по 18 алтын на год».

30 ноября 1619 года царем Михаилом Федоровичем подписана жалованная грамота на имя дочери Ивана Сусанина Антониды и его зятя Богдана Сабинина на земли д. Деревнищи возле Домнина Костромского уезда, земли родовой вотчины Романовых, и установлены их первоначальные преимущества перед остальными крестьянами и особые права. Они освобождены от всех податей и натуральных повинностей. Вот что написано в царской грамоте: «Божиею милостью, Мы, Великий Государь, Царь и Великий Князь Михайло Феодорович, всея Руси самодержец, по нашему Царскому милосердию… пожаловали есма Костромского уезда, Нашего села Домнина, крестьянина Богдашка Сабинина, за службу к нам и за кровь, и за терпение тестя его Ивана Сусанина… половину деревни Деревнищ, на чем он, Богдашка, ныне живет, полторы чети выти земли велеть выбелить с тое полу-деревни, с полторы чети выти, на нам, на Богдашке, и на детях его, и на внучатах, и на правнучатах Наших никаких податей и кормов, и подвод, и наметных всяких столовых и хлебных запасов, и в городовые поделки, и в мостовщину, и в иныя ни в какия подати имати с них не велели, велели им тое полдеревни во всем обелить и детям их, и внучатам, и во весь род неподвижно… Дана сия наша Царская жалованная грамота в Москве лета 7128 ноября в 30 день».

Но в 1630 году по духовному завещанию Марфы Иоанновны вся Домнинская вотчина перешла в ведение Новоспасского монастыря. Потомков Сусанина почему-то забыли исключить из общего перечня, и Новоспасский архимадрит их «очернил», т.е. из белопашцев перевел в крепостные. Они били челом Великому государю, и в 1633 году царь пожаловал «вместо тое деревни Деревнищ того Богдашки Сабинина жену ево, вдову Онтонидку, з детьми ее, з Данилком да с Костькою, за терпение и за кров отца ее Ивана Сусанина в Костромском уезде села Краснаго, приселка Подольскаго, пустош Коробово в вотчину и в род, и напредвижно велели обелит… ни в какие подати в тое пустоши имат не велели».

Удовлетворял Михаил Федорович и поданные ему челобитные. Например, в 1623 году игуменья Анастасьинского монастыря из села Ильинского (Анастасово) писала: «…были жалованные грамоты прежних государей на вотчину, а как воевали в 1616 г. Кострому литовские люди и тот монастырь и вотчины его разорили и выжгли, и грамоты згорели» и просила царя восстановить право на владение селом и деревнями: Сонино, Слобода, Марицыно, Посошково, Помолово, Китароиха, Луговое, Шалома, Склоробережково. Царь приказал: «...игуменье Улее с сестрами тоя вотчиной владеть по сия нашей жалованной грамоте».

Постепенно восстанавливалось хозяйство, развивались ремесла, пополнялась казна. В Галиче по приказу Михаила Федоровича было восстановлено производство селитры (ее здесь производили еще во времена Дмитрия Шемяки): «… варницы ямчужные поставить и с дворов посадских и волостных людей возить соль и золу и селитру делать». Многие крестьяне занимались изготовлением холстов, полотен, грубых сукон и кож. В слободах монастырей и промысловых селах увеличилось число сапожников, шубников, скорняков, портных. Быстро росло торгово-ремесленное население в посадах. Вслед за Москвой и Ярославлем Кострома заняла 3 место по количеству посадских домов. Много ремесленников жило в Спасской, Никольской, Богословской, Полянской, Андреевской слободах, которые принадлежали Ипатьевскому и Богоявленскому монастырям. На краю посада выросли мелкие слободы Кузнецкая, Кирпичная, Пищальная, Ямская, Рыбная и др. Многие посадские заготовляли и сплавляли лес, работали на волжских пристанях, водили суда. Городские ремесленники занимались обработкой железа, производством полотна и соли, увеличилось число сапожников, портных, скорняков, шубников. Кострома стала играть видную роль в текстильном, кожевенном и мыловаренном производстве. Не только в России, но и за границей особой известностью пользовались костромские кожи и мыло. В Молвитино зарождается шапочный промысел. Костромская продукция поступает на рынки, ремесло превращается в мелкое товарное производство. Растут местные рынки и ярмарки. Особенно широко велась торговля в Костроме и Галиче. По писцовым книгам 1628 – 1630 гг. в Костроме имелось 489 лавок и амбаров. Наш край занял видное место в формировании тогдашнего российского рынка. Купцы, зажиточные крестьяне и посадские люди из Галича, Костромы, Нерехты, Плеса, Чухломы вели торговлю в Москве. Они продавали кожи, воск, олифу, рыбные снасти, изделия из железа. Костромские купцы вели торговлю и в Ярославле, Вологде, Устюге и других городах. Через Архангельский порт русские холсты из Костромы, Ярославля, Вологды вывозились за границу.

Возрождалось земледелие. Дело замедлялось, т.к. не хватало рабочих рук. Много сил потратили на закрепощение гулящего люда и обращение его в тяглое население, на что ушел целый век. При Михаиле Федоровиче было заложено основание крепостного права.

1 октября 1633 года скончался патриарх Филарет. Но к этому времени Московское государство окрепло настолько, что ни внешние опасности, ни внутренние язвы не могли расшатать его. В 1639 году Государь претерпел большое несчастье: в течение 2 месяцев умерли его 2 сына. Он занедужил. 12 июля 1645 года благословил 16-летнего сына Алексея на царство и ночью умер.


Алексей Михайлович Романов (1629 – 1676) по облику и по характеру пошел в деда, патриарха Филарета. Он не просто был, а ощущал себя природным государем. Лизек, например, свидетельствовал, что «царь одарен необыкновенными талантами, имеет прекрасные качества и украшен редкими добродетелями». Мейерберг отмечал, что при неограниченной власти царь не посягнул ни на чье имущество, ни на чью жизнь, ни на чью честь.

Алексею Михайловичу пришлось править в очень беспокойное и бурное время, и, хотя он получил прозвище Тишайшего, во время его царствования нельзя найти ни одного года, спокойного от смут и внешних войн. Уже в 1648 году, после финансовых реформ Бориса Ивановича Морозова, бывшего воспитателя Алексея Михайловича и первого лица государства в 1645 – 1648 г., вспыхнуло восстание в столице. «Соляной бунт» отозвался возмущениями во многих городах. Коснулось оно и костромского края (здесь немало было солеварен). Нелегкой была жизнь трудового народа. В вотчинах и поместьях многие дворы пустовали. Особенно тяжелым было положение крестьян в галичской вотчине боярина Морозова. Чтобы поднять доходность своих имений, здесь, как и в ряде других поместий, увеличили барщину и оброк. Возросло налоговое обложение посадов. Все это вызвало волну крестьянских и городских восстаний. Разгромили и дом Морозова. Уничтожены были и многие крепостные акты и документы на владение вотчиной. Б.И.Морозов был сослан в Кирилло-Белозерский монастырь (ненадолго), а ко двору приближены Н.И.Романов и Я.К.Черкасский, родственники царя, позднее – Н.И.Одоевский, А.Л.Ордин-Нащокин, А.С.Матвеев.

После Соборного уложения 1649 года правительство усилило розыск беглых крестьян. Были образованы специальные сыскные комиссии. В Костромском крае особой жестокостью отличались действия комиссии Суколенова и Львова. В 1649 году вспыхнуло восстание бедноты Нерехтского посада. К горожанам присоединились крестьяне соседних вотчин. Поводом послужил незаконный арест крестьянина Шиловой Сатюкова. Восставшие обратили свой гнев против воеводы Шехонского. В течение 6 часов они вели осаду здания, где укрывался воевода.

В 1649 - 1652 г. белые слободы в городах отписаны «на государя». Жители стали платить подати в казну наравне с черными (государственными) слободами. Это также не могло не вызвать возмущения трудового народа. В 1649 году издан указ о выдворении из России английских купцов, в 1653-ем – таможенный указ, в 1667-ом – новоторговый указ, поощрявшие развитие внешней и внутренней торговли.

В 1653 году патриарх Никон начал церковную реформу. Протопоп Аввакум был против новых церковных обрядов, рассматривал их как наступление католичества на православие. Его сторонницей стала Феодосия Прокофьевна Морозова (в девичестве Соковнина), жена рано умершего боярина Глеба Ивановича Морозова, брата Б.И.Морозова (Оба брата имели большие вотчины на костромской земле). Раскольница состояла в переписке с Аввакумом, помогала его семье. Вопреки угрозам и пыткам осталась верной расколу. Ее арестовали в 1671 году и отправили в Боровск, где заточили в подземелье и уморили голодом. Поборницу раскола мы видим на картине В.И.Сурикова «Боярыня Морозова».

В 1660 году открытое выступление против духовных феодалов произошло в Костроме и ее окрестностях. Первыми начали борьбу крестьяне Селища и Мискова, составившие отряд более 200 человек. Предводительствуемые Кузьмой Васильевым, они пошли на Кострому и совершили нападение на служителей Богоявленского монастыря. Вскоре к ним присоединились горожане. В Костроме они расправились с протопопом Даниилом, захватили его и избили на глазах самого воеводы Юрия Аксакова.

Классовая борьба в конце концов вылилась в мощное народное восстание – крестьянскую войну под предводительством Степана Разина. Осенью 1670 года во время движения Разина по Волге к Симбирску начались волнения крестьян Галицкого уезда и посадского населения Унжи. Степан послал в эти районы отряд в количестве 30 человек. Его возглавили Илья Иванович Пономарев и Мумарин, сподвижники Разина. Они должны были активизировать восстание в районах Верхней Волги. В последних числах октября отряд достиг села Никольского. Двигаясь вверх по Ветлуге, разинцы стали посылать в окрестные деревни и села «прелестные письма» с призывом к восстанию. Силы повстанцев росли. Был составлен отряд в 400 человек. Расправившись с местными боярами и помещиками, он двинулся к Унже. По пути увеличился вдвое. Взяв город, восставшие расправились с представителями местной власти, освободили заключенных и пополнили свои ряды.

В Галичском уезде действовал отряд под командованием Ильи Иванова. В Кологривской осаде были пойманы его сподвижники Якимка Зимин и Тимошка Родионов. Их повезли на допрос в Галич местные помещики Окулинин и Семен Азарьев. Когда пленных привезли в Чухлому, голова московских стрельцов Ефимьев перехватил их и увез в Москву, где их и судили. Ходил Иванов и на Унжу. Здесь к нему присоединилось много местных крепостных крестьян, в их числе из деревни Макарово Андрей Еремеев и Клим Федоров, которые были схвачены в городе Баки на Ветлуге и наказаны кнутом на площади. Илью Иванова поймали под Тотьмой и повесили на берегу Сухоны, затем по приказу воеводы С.Нестерова привезли в Галич на опознание.

Правительство Алексея Михайловича собрало войско для подавления разинцев. Из Юрьевца в Унжу спешили стрельцы с пушками под командованием воеводы Нарбекова, а из Москвы в Галич выступли воевода Вельяминов со стрельцами Ефимьева. 4 декабря 1670 года разинцы оставили Унжу. 13 декабря отряд настиг повстанцев, в бою которые потеряли 200 человек. Каратели жестоко расправились с пленными. Они «переимали и перевешали человек полтораста». Собрав остатки разбитого отряда, руководители движения стали пробиваться на север, чтобы весной вернуться на Волгу, но в столкновении с войсками в районе Устюга потерпели поражение. Организаторы были схвачены и казнены.

В 1662 году вспыхнул «медный бунт». Медные деньги были введены еще в 1654 году, они ходили наравне с серебряными, но вскоре обесценились.

В 40-е годы расширилась деятельность московского Печатного двора, а в Костроме создается летопись «Русский временщик», который широко использует народные предания. Так местные авторы на основе старого устного предания написали интересное сказание о борьбе костромичей в княжение Василия Ярославича с монгольским отрядом и одержанной ими победой.

Кострома со второй половины XVII века постепенно росла, отстраивалась. Если в 1646 году было 1726 посадских двора, то в 1654-м – 2398 двора с 5356 жителями. По данным дозорной книги за 1664 – 1665 годы в Костроме работало 588 ремесленников. Они обрабатывали металлы, сапожничали, портняжничали, столярничали. 126 из них поставляли на городской рынок различную снедь. Служилые и ратные люди, помимо службы, также занимались торговлей и ремеслом. Оброчные крестьяне – отходники нанимались чернорабочими, кузнецами, плотниками, портными, каменщиками. Образуются мясные, рыбные, мучные, калашные, соляные, иконные, железные, шубные и другие торговые ряды. Всего в Костроме в 1665 году было 739 торговых мест.

Укрепляются торговые связи с другими городами. Особенно прочными они были с Москвой, где костромичи торговали кожами, воском, льняными светильниками, олифой, солодом, полотном, сукном, кафтанами, шубами, сафьяновыми и козловыми сапогами. Шли туда и изделия из железа: гвозди, скобы, петли, замки, заступы, втулки. Иногда товары поставлялись крупными партиями. Так Петербург в 1745 – 1746 годах купил 1901007 аршин сукна, из которых на долю купцов Костромы и Плеса приходилось 559177 аршин. А посадский человек Филипп Андреянов в 1672 году продал Москве 3555 аршин холстов и полотен. Не последними были костромские купцы и на ярмарках Великого Устюга. Они закупали там кожу, треску, продавали мыло, деревянную посуду, осетрину, сукна и холсты. Через Астрахань костромичи с товарами попадали в Персию и другие страны Востока, а через Архангельский порт вступали в торговые связи с рынками Западной Европы, где особенно ценились костромские холсты. Из-за границы в Кострому ввозились венецианская камка, амстердамские полотенца, английские и гамбургские сукна, писцая бумага. Особенно тесные связи костромские купцы поддерживали с английскими коммерсантами. Во второй половине XVII века здесь обосновалось английское торговое подворье. Поэтому на ярмарках: Ирбитской, Макарьевской, Благовещнской и др. – костромичи торговали не только товарами местного производства, но и английскими шерстяными тканями, красками, сандалом, квасцами.

В городе стало много каменных зданий. Ипатьевский монастырь стал фамильной святыней новой царской династии и переживал свой расцвет. Сюда текли пожертвования, он получил ряд дополнительных привилегий. Земельные владения его превышали 13 тыс. десятин пахотной земли. Некогда скромная обитель стала четвертой по количеству угодий. Увеличилась его территория. В 1642 –1645 г. стены с тремя башнями, с западной стороны, окружили зеленый участок, который стал называться Новым городом, в отличии от существовавшего уже Старого города. Общая длина крепостных стен составила 558 метров. На всем протяжении они были надстроены до высоты 11 метров. На месте старого, разрушенного взрывом, в 1650 – 1652г. был построен новый Троицкий собор. Замечательным сооружением стала надвратная Зеленая башня с восьмигранным шатром.

Самым замечательным архитектурным памятником стала церковь Воскресенья на Дебре. Особую нарядность придают церкви ворота, составленные из двух арок. Над большой аркой поставлены 3 декоративных шатра на восьмигранных основах. С этим храмом связана такая история. Костромской купец Кирилл Григорьевич Исаков вел с Соединенным Королевством, т.е. с Англией, торговлю красками, которыми красили знаменитые льняные ткани. Однажды в одном из закупленных бочонков Исаков обнаружил золотые монеты и запросил поставщика, как с ними поступить. Пришел ответ с пожеланием употребить это золото на богоугодное дело. Купец решил использовать его на строительство храма в честь Воскресения Христова. Возводился храм с 1645 по 1651 год на месте старого, деревянного, построенного еще Василием Мизинным на Дебре. В 1670 году галереи его были расписаны костромским живописцем В.И.Запокровским, а фрески Трехсвятительного придела – знаменитым Гурием Никитиным и его артелью.

Церковное строительство велось и в других городах. Были построены Троицкая церковь Галицкого Паисиева монастыря, Покровский храм в Авраамиевом Чухломском монастыре, Воскресенский монастырь в Солигаличе. На постройку храма нужно было разрешение царя. Например, в 1659 году прихожане сгоревшей деревянной Троицкой церкви села Сынково Волежской волости (ныне Галичский р-он) просили Алексея Михайловича разрешить «сбирать деньги на храм, чтобы им в городех и уездах потружитися, избирать на церковное строение невозбранно». Царь разрешил сбор денег, и сборщики ходили с кружками по всей Руси, собирая средства на строительство церкви.

Замечательные зодчие-костромичи Никита Васильев, Андрей Перфильев, Филипп Денисов и другие участвовали в строительстве соборов и дворцов в Москве. Талантливыми живописцами, известными во многих городах России, были костромичи Гурий Никитин, Сила Савин, Василий Ильин, Марко Назарьев. Они участвовали в оформлении Троицкого собора Ипатьевского монастыря, храмов Ярославля и Москвы. Назарьев реставрировал в Москве стенное письмо в Архангельском и Успенском соборах, участвовал в росписи Новодевичьего монастыря. Из царской грамоты галичскому воеводе К.А.Загряжскому узнаем еще об одном иконописце: «В 1667 г. присланы из Галича иконописцы два человека, которые были у стенного письма в Москве в церкви Архистратига Михаила и те иконописцы в письме иконного воображения свидетельствованы московскими иконописцами и из тех галицких иконописцев к делу ноне впред годится Никифорка Богданов сын Копасов, а галицкий иконописец Климка Еремеев… из Москвы отпущен…»

Не только храмы строились по царскому разрешению. На все было необходимо соизволение царя. Например, в одной из грамот Алексея Михайловича костромскому наместнику читаем: «Сельцо Костома с деревнями от наших городов и от сельских торжков отдалены и кому де доведется из вотчин что купить или продать и они в весну и в осень за водами в город не ездят и вели их пожаловать в сельце Костоме торговать в неделю один день во вторник и положи на них оброк». За право торговли оброк платили 3 рубля пять алтын в год. Торговые дни по вторникам в Костоме сохранялись долго. Костома с деревнями Ворохино, Гавринево, Горшково, Лежнево и др. принадлежали в ту пору боярам Акинфовым, а приселки Костомы – деревни Мурасово, Ногино, Лошково, Богарково, Харлухи, Трофимово - М.В.Писемскому.


В 1674 году Алексей Михайлович торжественно объявил наследником престола своего 14-летнего сына Федора. Спустя 2 года Федор Алексеевич (1661 – 1682) заступил на место скоропостижно умершего отца. Новый царь издал несколько указов, которые коснулись и костромского края. Было упорядочено областное управление и взимание налогов. В 1679 – 1680г. отменено членовредительство как вид казни. В 1682 г. вышел указ об уничтожении местничества.

В 1678 году по дороге во Флорищеву пустынь в Нерехте на несколько дней останавливался Федор Алексеевич с женой и младшими братьями Иоанном и Петром. Царь выдал первоначальную сумму денег на построение Владимирской церкви в камне – первого монументального здания в городе. Шестилетний Петр пожертвовал этой церкви напрестольное евангелие.


В 1682 году настало время правления Петра Алексеевича (1672 – 1725), будущего Петра I Великого. 25 июня короновался совместно с братом Иваном при регенстве сестры Софьи. В 1696 году боярин А.С.Шеин, владевший деревней Спиридоново Костромского уезда, разбил отряд стрельцов под Ново- Иерусалимом под Москвой и предупредил бунт против Петра Алексеевича. 29 января 1696 г. Петр провозглашен Сенатом императором. 50 стрельцов бунта из Москвы было сослано в Галич. В указе воеводе Титову написано: «Ослушников стрельцов, чтоб к Москве для возмущения не допустить и велено где те стрельцы будут жить никаких людей к ним не допущать и никаких слов не говорить и чернил и бумаги давать им не велено».

К этому времени определилось отставание России от стран Западной Европы. Жизненно важным было и решение вопроса о выходе к морю. Чтобы получить этот выход, Петр I начал войну со Швецией. В период Северной войны Костромской край выделял для нужд армии продовольствие, денежные средства, людей. Многие крестьяне были привлечены к строительству флота. Только в одном Чухломском уезде было сделано 10 наборов рабочих, главным образом плотников. Они работали на верфях Воронежа и Петербурга. Костромичи участвовали в боевых действиях армии и флота. Особой известностью пользовался сын костромского дворянина Александр Иванович Румянцев. Еще юношей он был зачислен в ряды потешных, быстро сблизился с будущими сподвижниками Петра, был переведен в Преображенский полк, который пользовался особым покровительством царя. Свое первое боевое крещение Александр Иванович получил в сражении при Нарве, потом был в польском походе, штурмовал Выборг. Выделяясь среди офицеров не только исключительной храбростью, но и решительностью, ловкостью, он выполнял наиболее сложные и опасные поручения Петра, стал его адъютантом, а затем и генерал-адъютантом. Это Румянцев разыскал бежавшего их страны царевича Алексея, сына Петра I, и доставил его в Россию. Румянцев участвовал в переговорах со шведским правительством о мире.

В начале XVIII века расширяется ремесленное производство в Костроме, Нерехте, Галиче. Особенно быстро растет ремесленные предприятия по обработке льна. Широко распространяются крестьянские промыслы. В галичском, например, уезде крестьяне занимаются обработкой железа, добываемого из болотных руд. Они изготовляют предметы хозяйственного обихода: топоры, лопаты, косы, сошники. Массовый характер принимает отход крестьян на заработки в Москву и другие города. Отходники работают плотниками, каменщиками, штукатурами, столярами. Например, в 1694 году крепостной архитектор-каменщик из деревни Насонки Осип Ильин строил в Москве в монастыре «Феодоровском, что за Никитскими воротами», каменную церковь «да ставити в церкви и приделы и алтарь и трапезную и на рундуке верхние ряды и починить колокола и келии». В 1701 году Ильин строил в Москве в Гончарах церковь Воскресения «за 80 рублев». «Каменных дел мастер» Андрей Перфильев в 1699 году вел строительные работы на Патриаршем дворе , «круг церкви Двенадцати апостолов, что в доме святейшего патриарха с трех сторон с земли до церковных сводов и закромов». В 1711 году каменщик Степан Шистерин по указу Петра «взят на перевод в вечное житье в Петербурх» и участвовал в строительстве бастионов Петропавловской крепости и Петропавловского собора, которые строил знаменитый итальянский архитектор Доменико Трезини. Участвова Шистерин и в строительстве дворца Меншикова в Петербурге. Затем его послали в Шлиссельбург на строительство крепости, откуда он бежал в 1722 году его поймали и присудили «за побег из Санк-Петербурга с работы его императорского величества учинить наказание, бить батогами нещадно при других мастеровых людях, чтобы и другим оного чинить было не повадно».

12 июня 1709 года Петр I подписал указ о построении каменного Казанского собора в Нерехте. Для его строительства приказал сделать 200000 кирпичей и нанять рабочих в Московской Ижерской канцелярии. Собор возвели в 1713 году. Это был первый памятник победы русского оружия под Полтавой.

Продукты сельского хозяйства и ремесла Костромского края поступают на местные рынки, рынки Москвы и других городов. На Макарьевской и Благовещенской ярмарках костромские купцы и зажиточные крестьяне торгуют холстами, кожами, воском, мылом, рыбой и другими товарами. Но положение крепостных крестьян и посадских людей не улучшилось. Помещики и монастыри сократили крестьянскую запашку, увеличили денежный оброк. Растут налоги и поборы и со стороны государства. «Многие крестьяне не токмо хлеба или скота на платеж подушных денег продать не имеют, но и самим есть нечево», - говорится в документе того времени.

В ответ на притеснения начались выступления крестьян и посадских людей. Особенно крупным было восстание Булавина на Дону. Несмотря на его поражение, движение не прекратилось. В 1709 – 1710 годах им охвачены районы Унжи, Ветлуги, Костромской и Галичский уезды. Здесь развернулись действия отряда Гаврилы Старченки. Повстанцы имели знамя, несколько пушек, карабины и другое оружие. Они громили помещичьи усадьбы на Унже и Ветлуге. Весной 1710 года восставшие были уже на территории Костромского уезда. Напуганные дворяне обратились лично к Петру I с просьбой о военной помощи. Прибыл крупный карательный отряд. В июне 1710 года восставшие были разбиты.

Проводил Петр I и административные, государственные преобразования. 15 декабря 1699 года царь подписал Указ о введении летоисчисления от Рождества Христова, по которому день после 31 декабря 7208 года от Сотворения мира предписывалось считать 1 января 1700 года от Рождества Христова. В 1705 году по всей России проведен первый рекрутский набор в армию. В 1708 году начата губернская реформа. Россия делилась на 8 крупных областей, губерний. Костромской край по частям вошел в состав Московской (Кострома с уездом), Архангельской (Галич с северными районами) и Казанской (остальные районы) губерний. В 1719 году проведено новое деление страны на 11 губерний. Каждая делилась на более мелкие административно-территориальные единицы – провинции. Костромские земли была разделена на 2 провинции – Костромскую и Галичскую, входившие в состав Московской губернии. К каждой провинции причислены определенные города и посады. К Костромской провинции принадлежали Кострома, Буй, Судиславль, Кадый и Любим. В Галичскую – Галич, Солигалич, Чухлома, Унжа, Кологрив, Парфеньев, Судай. Во главе провинций стояли воеводы, под руководством которых действовали провинциальные суды, созданные в 1722 году. Особое внимание было обращено на поступление налогов в государственную казну. С этой целью посылали чиновников с широкими полномочиями. Так в 1718 году в Кострому для сбора налога и недоимок был прислан бурмистр Денисов. Он известил податное население, что в случае неуплаты налогов в срок виновные «подвергаются заковыванию в цепи, истязаниям и правежу, а имения их поступят в погашение недоимок».

Растут мануфактуры, строится флот, усложняется государственный аппарат – государство развивается. Нужны грамотные, квалифицированные специалисты. В 1701 году в Москве открывается школа навигационных наук. Выходит указ Петра «вербовать моряков из водяных губерний», т.е. из расположенных по берегам рек. Многие дворяне, уроженцы Костромской губернии, стали морскими офицерами. Например, А.И.Вяземский, владевший сельцом Бакшеево бывшего Борщинского стана, стал боцманом на флоте.

По указанию адмиральтейства рымские леса по реке Черный Лух и верховьям Керженца (ныне Макарьевский р-он) были объявлены заповедными: «Местному населению рубить лес на сани и телеги, на оси и полозья, клен, вяз, дуб и на мельничьи потребы, на пальцы шестерен и на иное домовое и на какое иное строение, никаких заповедных лесов, никому не рубить под смертной казнею, безо всякой пощады». В лесу этом заготовляли из сосен-великанов корабельные мачты, которые перевозились в Юрьевец, где строились суда для Персидского похода Петра I. 14 –16 лошадей волокли одно такое дерево.

По всей стране расширяется школьное образование. Проводится реформа письменности (введена гражданская азбука). В 1714 году вышел указ об обязательном обучении дворянских детей с запрещением венчать невыучившихся. Дворянских сыновей брали в учение даже силой. Так попал в навигацкую школу галичский дворянин Степан Малыгин, впоследствии ученый и мореплаватель. В 1716 году принят указ о циферных школах. В Костроме первая государственная циферная школа открылась в 1722 году. В такие школы принимали и посадских детей. Из Костромской провинции вышло немало знатных умельцев. Например, знаменитый рудознатец Григорий Капустин, уроженец села Даниловского Костромского уезда. Сын крепостного крестьянина показал себя талантливым исследователем и разведчиком недр. По указу Петра I он с 1715 года принимал участие в разведке полезных ископаемых. В конце 1721 года он открыл в восточной части современного Донбасса месторождение каменного угля. В 1721 году повсеместно открываются епархиальные школы (церкви включены в систему государственной администрации).

В 1714 году вышел указ о единонаселении (произошло уравнение боярских вотчин с поместьями). В 1718 году проведена первая подушная перепись населения и введены подушные подати (холопы в эту перепись внесены в 1723 года). В 1720 году разрешена купля-продажа крестьян для поставки в рекруты. В 1722 году принят Табель о рангах.


28 января 1725 года Петр I скончался, не оставив никаких распоряжений. На престол была возведена его жена Екатерина I Алексеевна, урожденная Марта Скавронская (1684 – 1727). Что представлял собой русский двор при новой императрице? Вот что писал Лефорт в одной из депеш: «Нет возможности определить поведение этого двора. День превращается в ночь, он не в состоянии позаботиться обо всем. Все стоит, ничего не делается… Всюду интриги, искательство распад». Все политические вопросы решал А.Д.Меншиков, бывший сподвижник Петра I. Он упразднил Сенат и в 1726 году создал Верховный Тайный Совет. В 1726 году на Алтае был построен Колыванский медеплавильный завод. При Екатерине I, не умевшей ни писать, ни читать, с трудом подписывающей царские указы, в 1726 году открылось первое светское общеобразовательное учреждение – Академическая Гимназия и первое высшее учебное заведение – Академический Университет. На костромской земле, в Галиче, в 1727 году открылась государственная циферная школа.

Продолжилась и экспедиция В.Беринга (1725 – 1730), в которой принял участие Д.Л.Овцын, знаменитый мореплаватель и исследователь Сибири, уроженец земли костромской.

В 1723 –1726 г. воеводой в Костроме был полковник Любим Андреевич Грибоедов. При нем в городе располагались Троицкий пехотный и Уфимский гарнизонный полки. В 1726 году воевода направил костромских каменщиков и кирпичников на работы в Москву, где они строили цейхгауз (военный склад).




Hosted by uCoz